МУЗЫКАНТЫ, КОМПОЗИТОРЫ, ГИТАРИСТЫ
иллюстрированный биографический словарь
 
 
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
 
 

Навигация по сайту


Каких композиторов Вы знаете?

Моцарт
Гайдн
Шопен
Бетховен
а это кто такие?

Знаете ли Вы, что:

Даргомыжский Александр Сергеевич (1813-1869) - композитор самобытного, оригинального таланта, младший современник и последователь М.И. Глинки. В историю русской музыки вошел как смелый новатор, "великий учитель музыкальной правды" (Мусоргский)...
 
Моцарт (Mozart ) Вольфганг Амадей (1756-91), австрийский композитор. Представитель венской классической школы, музыкант универсального дарования, проявившегося с раннего детства. В музыке Моцарта отразились идеи немецкого Просвещения и движения «Буря и натиск»...
 
Эспинель Висенте или Висенте Гомес Мартин (Espinel, Vicente Gomez Martin),1550-1624, – испанский гитарист, поэт, писатель, певец, автор сонат и песен для камерного исполнения, священник. Эспинелю приписывают изобретение пятой струны на гитаре и, фактически, создание испанской гитары...

 

КАБАНИХИН Анатолий

 
(Имя и Фамилия пишется с большой буквы)

КАБАНИХИН Анатолий Васильевич (1919-2001), – гитарист, музыкальныйпедагог, мастер инструментовки для народных оркестров и ансамблей гита-ристов. Родился 14 апреля 1919 года в селе Воецкое Сим-бирской губернии в бедной крестьянской семье.  "В нашем селе в ходу была только бала-лайка, – вспоминал позднее А.В.Кабанихин. – Впервые я услышал ее у соседа, затем стал понемногу у него учиться. Только с переездом во Фрунзе полюбил гитару и она стала для меня родным инструмен-том". Во Фрунзе семья пере-бралась в 1929 г., уже оттуда в 1935 году Анатолий Кабанихин уехал в Москву в надежде получить музыкальное образова-ние.

Музыкальный техникум им. Октябрьской революции был единственным в стране, в котором было отделение русских народных инструментов, в число которых входила и испанская шестиструнная гитара, однако брали в него только москвичей и жителей области. К радости юноши, директор В. Ревич допустил его к экзаменам и даже дал денег из директорского фонда на жизнь в столице.

В те годы там преподавали великолепные музыканты:  Н. Речменский – дирижирование;  К. Щедрин (отец Родиона Щедрина) – музыкальную литературу;  И. Способин – сольфеджио и гармонию.

К занятиям Анатолий Кабанихин относился очень серьезно. Были дни, когда он репетировал по 14 часов в сутки, в основном, самостоятельно (в училище ходили один раз в неделю). Вскоре по своему мастерству он стал превосходить выпускников училища и его даже прозвали «Кабанини» на манер Паганини.

В 1936 году  А.В. Кабанихину, тогда еще студенту-первокурснику, посчастливилось быть одним из участников встречи с  Андресом Сеговией, организованной его преподавателем Петром Агафошиным. Это был последний приезд знаменитого гитариста в Россию. "Игра Сеговии являлась своего рода прорывом гитары на большую сцену, так как до этого музыкальный мир относился к ней скептически. Пианист К. Игумнов, профессор Московской консерватории, после общения со знаменитым гитаристом говорил своим ученикам: 'Послушайте Сеговию, и вам станет намного яснее, как исполнять Баха' " (А.Кабанихин).

Закончить училище Кабанихину не удалось – были отменены все отсрочки и в 1939 г. его забрали в армию, хотя и на музыкальное поприще: как раз в это время Зиновий Дунаевский при содействии своего брата Исаака создавал военный ансамбль НКВД – огромный коллектив, насчитывавший около трехсот человек. В него входили оркестр народных инструментов, джаз-оркестр под управлением Ю.Силантьева, хор, танцевальная и актерская группы под управлением М.Тарханова. Сценарии писали И.Добровольский и вызволенные из ссылки авторы кинокомедии «Веселые ребята» М.Вольпин и Н.Эрман. Постановками руководил С.Юткевич, народный артист СССР, автор фильмов «Человек с ружьем» и «Встречный». Музыку сочинял Д.Шостакович.

Описывая это время А.В. Кабанихин говорит:

"Мы составляли конкуренцию даже Краснознаменному ансамблю песни и пляски, так как наша программа выгодно отличалась большей полнотой.

Много гастролировали. Были у нас очень удачные работы. Например, спектакль «По родной земле» ставился более 300 раз. Во время войны наш ансамбль обосновался в Москве в клубе им.Ф.Дзержинского. Я играл на домре и был концертмейстером, но иногда в спектакле удавалось сыграть и на гитаре.

Гитара не одобрялась. Я занимался в основном урывками в умывальнике. Кафельные стены обеспечивали потрясающую акустику. Ни у меня, ни у А. Иванова-Крамского допуска к сольным выступлениям не было. П. Агафошин, открывший класс гитары в нашем музыкальном техникуме, рисковал стать кандидатом во «враги народа».

Во время войны я с этим ансамблем побывал на многих фронтах, а в 1943 г. два с половиной месяца провел в блокадном Ленинграде. Я испытал все то, что испытали ленинградцы во время блокады: падал от голода в обморок, по трое суток не ел. Хорошо помню дневную норму – со спичечный коробок кусочек хлеба, сделанный из отрубей и березовой муки. Мы его не ели, а глотали, не отходя от раздаточного окошка."

В 1943 году А.В. Кабанихин в числе других специалистов по инструментовке был привлечен к работе в конкурсе на лучший гимн Советского Союза. В задачу входила инструментовка и представление в исполнении хора вариантов гимна, поданных на конкурс. Всего таких гимнов было около двухсот, 6 из них инструментовал Кабанихин.

На момент окончания училища гитара в СССР была если и не запрещена, то не приветствовалась. Руководители всевозможных концертных организаций и филармоний относились к ней плохо, поэтому как гитаристу А.В. Кабанихину больше всего довелось работать на кинохронике, что давало основной заработок. Он много и концертировал. Ездил в Сибирь, на Байкал, в Среднюю Азию, выступал на радио. Его партнерами были И. Дунаевский, Л. Утесов, А. Нежданова, С. Козловский, М. Бернес и многие другие.

Озвучивание кинофильмов, в том числе и ленты «Два бойца», приносило музыканту, по его признанию, необыкновенную радость. К сожалению, кинофильмов, в которых записана игра Кабанихина, сейчас осталось немного. Это, пожалуй, только «Два бойца» и «Простая история». Остальные забылись. Довелось озвучивать много картин, связанных с политическими деятелями, например, с Я.Свердловым. С актерами театра им. Е.Вахтангова принимал участие в сборных концертах, правда, играть должен был за сценой, так как открытая игра на гитаре была запрещена по причине антиполитичности этого инструмента.

В 1948 году творчество многих композиторов ( Д. Шостаковича, А. Прокофьева, Ю. Шапорина, А. Хачатуряна и др.) было объявлено чуждыми и непонятными народу. В опалу попала и гитара. Травля повлекла за собой репрессии, увольнения с работы. А.В. Кабанихину, А. Иванову-Крамскому и многим другим не удалось найти работу по своей основной специальности. В конце концов ему пришлось поступить в оркестр Н. Осипова в качестве домриста, где он проработал в общей сложности 14 лет. Гитару с собой брал только для занятий, но иногда удавалось играть на радио во время гастролей в Куйбышеве, Фрунзе, Ташкенте.

«Амнистия» пришла в 1957 году, и А.В. Кабанихин с А.М. Ивановым-Крамским провели конкурс гитаристов-исполнителей во время международного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Интерес молодежи к гитаре превзошел все ожидания.

В 1961 году А.В. Кабанихин открыл класс шестиструнной гитары в училище им. Гнесиных. Одним из первых учеников был Б. Хлоповский, к сожалению, рано ушедший из жизни. Потом преподавал гитару и инструментоведение в Московском институте культуры. Добрая треть педагогов 150 московских музыкальных школ  –  ученики А.В. Кабанихина. Более тридцати лет руководил ансамблем гитаристов 1-го подшипникового завода.

А.В.Кабанихин награжден орденом Отечественной войны второй степени и семью военными медалями, медалю «Ветеран труда» и медалью Ломоносова, которой был награжден в МГУ, где тоже преподавал в течение нескольких лет.

Даже будучи уже в почтенном возрасте и несмотря на  перенесенную тяжелую операцию на ноге, Анатолий Васильевич продолжал давать уроки у себя дома, руководил ансамблем. Не было ни одной строчки, имеющей какое-либо отношение к его любимому инструменту, которую бы он не прочитал.



Еще по теме:


на сайте используются инфо с проекта «Гитаристы и Композиторы» Виктора и Сережи Тавровских

 
 

Новости

_______________

 
21.03.2014 12:18:28
К 175-летию Модеста Мусоргского
Концертный марафон пройдет 23 марта в Мариинском театре. Он будет приурочен к 175-летию со дня рождения выдающегося русского композитора, члена «Могучей кучки» Модеста Мусоргского. В этот день для публики откроют камерные залы новой сцены петербургского театра. Начнется музыкальный марафон в 15 часов с концерта в Зале Прокофьева, в 16 часов все переместится в Зал Стравинского и закончится в зале Щедрина.
подробнее   >>>
 
20.03.2014 13:15:03
Молодежный симфонический оркестр Республики Татарстан приглашен в Чехию
Молодежный симфонический оркестр Республики Татарстан (далее РТ) получил приглашение на Международный фестиваль культуры и искусства «Чешско-Российский диалог» и музыкальный международный конкурс имени Моцарта Mozart-Prague, которые пройдут в Праге с 6 по 11 мая. Сегодня в оркестре играют 70 человек, все они – воспитанники обычных музыкальных школ.
подробнее   >>>
 
13.09.2013 17:52:10
XIV международный фестиваль камерной музыки 'Северные цветы'
В период со 2 по 27 октября 2013 года будет проходить XIV международный фестиваль камерной музыки "Северные цветы", который пройдет по маршруту Санкт-Петербург-Тихвин-Гатчина-Великий-Новгород-Петрозаводск. "Аутентичность, демократичность и профессионализм – это три принципа, которых, по уже сложившейся традиции, мы придерживаемся...
подробнее   >>>
 
15.05.2013 19:22:56
Дни российской культуры в Эстонии
Уже этой осенью в Эстонии могут пройти Дни российской культуры - с соответствующим предложением российские власти обратились к министру культуры Эстонской Республики Рейну Лангу. На этой неделе в Министерство культуры Эстонии пришел факс от заместителя министра культуры РФ Аллы Маниловой, которая обратилась к Рейну Лангу с просьбой оказать содействие в проведении мероприятия.
подробнее   >>>
 
04.04.2013 11:40:49
Концерт из серии 'Для всей семьи' пройдет под управлением Мицуеши Иноуэ
7 апреля 2013 года, в воскресенье, в 15.00 в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии выступит Академический симфонический оркестр филармонии. За пультом академического симфонического оркестра филармонии в концерте из серии "Для всей семьи" - дирижёр из Японии Мицуеши Иноуэ.
подробнее   >>>
 


все новости...
     
 

Реклама:

Видео уроки игры на гитаре

 

Статьи|Карта сайта|Обмен ссылками

 
© 2008-2014 Музыканты, композиторы и гитаристы:иллюстрированный биографический словарь
Обратная связь: mp3gorod@mail.ru
Копирование информации с сайта возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт

Яндекс цитирования

: