МУЗЫКАНТЫ, КОМПОЗИТОРЫ, ГИТАРИСТЫ
иллюстрированный биографический словарь
 
 
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
 
 

Навигация по сайту


Каких композиторов Вы знаете?

Моцарт
Гайдн
Шопен
Бетховен
а это кто такие?

Знаете ли Вы, что:

Даргомыжский Александр Сергеевич (1813-1869) - композитор самобытного, оригинального таланта, младший современник и последователь М.И. Глинки. В историю русской музыки вошел как смелый новатор, "великий учитель музыкальной правды" (Мусоргский)...
 
Моцарт (Mozart ) Вольфганг Амадей (1756-91), австрийский композитор. Представитель венской классической школы, музыкант универсального дарования, проявившегося с раннего детства. В музыке Моцарта отразились идеи немецкого Просвещения и движения «Буря и натиск»...
 
Эспинель Висенте или Висенте Гомес Мартин (Espinel, Vicente Gomez Martin),1550-1624, – испанский гитарист, поэт, писатель, певец, автор сонат и песен для камерного исполнения, священник. Эспинелю приписывают изобретение пятой струны на гитаре и, фактически, создание испанской гитары...

 

УСПЕНСКИЙ Владислав

 
(Имя и Фамилия пишется с большой буквы)

УСПЕНСКИЙ Владислав (1937–2004), – российский компо-зитор. Народный артист России, профессор. Лауреат премии им. Д.Д. Шостаковича (1997), учрежденной Российским Союзом композиторов.

Художник поистине универсального дарования, Владислав Успенский владел обширнейшей палитрой музыкальных жанров - от песни до оперы, от инструментальной миниатюры до масштабных симфонических полотен, от детских спектаклей, киномузыки - до Божественной литургии... Поразительным образом все они спаяны, слиты воедино, переплавлены в тигле оригинального стиля мастера. Музыкальное творение непостижимо, но можно попытаться проследить истоки, питающие стиль творца. Животворящий родник творчества Владислава Успенского - это прежде всего ценности православной культуры, усвоенные с детства и верно хранимые в семье. Родившись в 1937 году в Омске, будущий композитор с детства пел в церковном хоре, а первые уроки музыки получил у первой учительницы - мамы. Неукротимое желание творчества было направлено в нужное русло признанным мэтром советской музыки Д.Б.Кабалевским - "крестным отцом" юного музыканта. В музыкальном училище при Московской консерватории Владислав Успенский расширяет свое понимание музыки XX столетия под руководством оригинально мыслящего педагога С.Фрида.

Годы учения в Ленинградской консерватории - это врастание в почву богатейших духовных и академических традиций города, слияние с творческой средой "шестидесятничества". Круг общения молодого автора - Мстислав Ростропович, Евгений Мравинский, Михаил Вайман, Борис Гутников, Иосиф Бродский, Михаил Шемякин, Яков Гордин. К тайнам композиторской профессии В.Успенский приобщается под руководством опытного мэтра Б.А.Арапова.

Встреча с Д.Д.Шостаковичем, у которого Владислав Успенский с 1962 по 1965 обучался в аспирантуре, определила многое в его жизни и творческой судьбе: она расширила горизонты художественного мировидения, определила все возрастающий уровень мастерства, наконец, углубила понимание природы человека и искусства. Владислав Успенский перенял у своего учителя лучшие качества - не только как автор и педагог, но и как личность. Истовое служение своей профессии, точность в словах и поступках,- "гражданственность - талант нелегкий" (Е.Евтушенко), особая тонкость межличностных отношений - все эти черты, перенятые у великого мастера, с младых ногтей вошли в плоть и кровь натуры В.Успенского, явились его неколебимым символом веры.

Композитор подлинно демократической ориентации, В.Успенский был начисто лишен ложного академизма и эстетского снобизма: для него не существует непроницаемых граней между сферами "высокого" и "низкого" в искусстве, между эзотерическим и "легким", развлекательным (Е и U - Musik). Напротив, они, взаимодополняя и обогащая друг друга, рождали неповторимую авторскую манеру. Так, театральность, исконно присущая дарованию В.Успенского, проникает в сферу симфонических жанров (персонификация тембров, яркие портреты-характеристики) и эстрадной песни (моноспектакль "Ожидание" на стихи Р.Рождественского), вокально-эстрадное и симфоническое соединяется в поэтике балета "Летят журавли"; приемы и принципы кинодраматургии (монтаж, стремительные смены темпов) проникают в оперу "Интервенция", а из зонтов последней "прорастет" позднее искрометный мюзикл "Шерлок Холмс и королева богемы"...

Парадоксализм свойственен не только творчеству композитора, но и самой его натуре. Черты экстраверта и интроверта сочетаются здесь удивительным образом. С одной стороны, Владислав Успенский - человек, наделенный незаурядным общественным темпераментом, погруженный порою в "заботы суетного света", с другой - это интеллигент чеховского склада, с тончайшей душевной организацией (не отсюда ли обращение к прозе И.Бунина, поэзии М.Цветаевой, Б.Пастернака и точные "психограммы" женской души, во множестве представленные в его сочинениях с проникновенным, пронзительным лиризмом и всепокоряющей романтикой).

Духовное, нравственное начало в музыке В.Успенского заслуживает особого внимания. Об этом справедливо сказал в свое время его великий наставник Д.Д.Шостакович: "В.А.Успенский очень хорошо понимает этическое значение музыкального творчества" Подтверждением тому - многие деяния - человеческие и творческие - Владислава Успенского: его служение своему искусству, своим ученикам, коллегам. Особый магнетизм духа (черта, также унаследованная от Д.Д.Шостаковича!), ощущение глубинной связи со своими современниками и предшественниками, чувство духовного долга - вот нравственная доминанта деятельности композитора. Не случайно ключевым словом в названиях некоторых его сочинений становится "посвящение" ("по-священие" как прикосновение к святыням любви, веры, дружбы ("Посвящение"- элегическая симфония памяти матери, симфоническая поэма "Посвящение мужеству" в память об исполнителях Седьмой симфонии Д.Шостаковича в блокадном Ленинграде, песни "Посвящение другу", "Посвящение женщине").

К религиозным святыням композитор приобщается в монументальных хоровых сочинениях начала 90-х годов: Всенощное бдение (1990), Божественная литургия (1991), "На исход души" (Панихида, 1992), где канонические жанры православного типикона (ритуала) окрашены яркой личностной интонацией творца, впитавшего христианскую веру с молоком матери и ныне полагающего ее краеугольным камнем бытия, вечным движителем истинного искусства.

Характерная черта творчества Успенского - тревога за судьбы мира, непосредственный отклик на мировые коллизии и проблемы: борьба с фашизмом и тоталитаризмом (опера "Война с саламандрами" по Карлу Чапеку), с засильем пошлости массовой культуры ("противоядием" ей служат в творчестве В.Успенского песни, базирующиеся на чистых, незамутненных источниках фольклора и естественной живой интонации). Сочинения композитора всегда несут в себе заряд нравственного очищения, эффект катарсиса. Даже темные силы В.Успенский, преодолевая, преобразует в положительные эстетические ценности (финал оперы "Война с саламандрами", заключительные эпизоды многих симфонических опусов).

Музыкальный язык Владислава Успенского отмечен стремлением сочетать традиции национального русского музыкального искусства с современными звучаниями и красками, что делает музыку композитора "равнодокладной" и для профессионалов и для меломанов. Музыка композитора снискала заслуженное признание как. у нас в стране, так и за рубежом; его произведения исполнялись в разные годы выдающимися музыкантами, среди которых Борис Гутников, Павел Серебряков, Арвид Янсонс, Ирина Богачева, Геннадий Рождественский, Владислав Чернушенко, Сергей Лейферкус, Филипп Хиршхорн, Максим Венгеров, Роберто Фабриччиани, Вольфганг Штокмайер, звезды эстрады Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, Ирина Понаровская, Ирина Мирошниченко.

Скончался Вл. Успенский в г. Санкт-Петербурге 9 июня 2004 года.



Еще по теме:


на сайте используются инфо с проекта «Гитаристы и Композиторы» Виктора и Сережи Тавровских

 
 

Новости

_______________

 
21.03.2014 12:18:28
К 175-летию Модеста Мусоргского
Концертный марафон пройдет 23 марта в Мариинском театре. Он будет приурочен к 175-летию со дня рождения выдающегося русского композитора, члена «Могучей кучки» Модеста Мусоргского. В этот день для публики откроют камерные залы новой сцены петербургского театра. Начнется музыкальный марафон в 15 часов с концерта в Зале Прокофьева, в 16 часов все переместится в Зал Стравинского и закончится в зале Щедрина.
подробнее   >>>
 
20.03.2014 13:15:03
Молодежный симфонический оркестр Республики Татарстан приглашен в Чехию
Молодежный симфонический оркестр Республики Татарстан (далее РТ) получил приглашение на Международный фестиваль культуры и искусства «Чешско-Российский диалог» и музыкальный международный конкурс имени Моцарта Mozart-Prague, которые пройдут в Праге с 6 по 11 мая. Сегодня в оркестре играют 70 человек, все они – воспитанники обычных музыкальных школ.
подробнее   >>>
 
13.09.2013 17:52:10
XIV международный фестиваль камерной музыки 'Северные цветы'
В период со 2 по 27 октября 2013 года будет проходить XIV международный фестиваль камерной музыки "Северные цветы", который пройдет по маршруту Санкт-Петербург-Тихвин-Гатчина-Великий-Новгород-Петрозаводск. "Аутентичность, демократичность и профессионализм – это три принципа, которых, по уже сложившейся традиции, мы придерживаемся...
подробнее   >>>
 
15.05.2013 19:22:56
Дни российской культуры в Эстонии
Уже этой осенью в Эстонии могут пройти Дни российской культуры - с соответствующим предложением российские власти обратились к министру культуры Эстонской Республики Рейну Лангу. На этой неделе в Министерство культуры Эстонии пришел факс от заместителя министра культуры РФ Аллы Маниловой, которая обратилась к Рейну Лангу с просьбой оказать содействие в проведении мероприятия.
подробнее   >>>
 
04.04.2013 11:40:49
Концерт из серии 'Для всей семьи' пройдет под управлением Мицуеши Иноуэ
7 апреля 2013 года, в воскресенье, в 15.00 в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии выступит Академический симфонический оркестр филармонии. За пультом академического симфонического оркестра филармонии в концерте из серии "Для всей семьи" - дирижёр из Японии Мицуеши Иноуэ.
подробнее   >>>
 


все новости...
     
 

Реклама:

Видео уроки игры на гитаре

 

Статьи|Карта сайта|Обмен ссылками

 
© 2008-2014 Музыканты, композиторы и гитаристы:иллюстрированный биографический словарь
Обратная связь: mp3gorod@mail.ru
Копирование информации с сайта возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт

Яндекс цитирования

: