МУЗЫКАНТЫ, КОМПОЗИТОРЫ, ГИТАРИСТЫ
иллюстрированный биографический словарь
 
 
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ
 
 

Навигация по сайту


Каких композиторов Вы знаете?

Моцарт
Гайдн
Шопен
Бетховен
а это кто такие?

Знаете ли Вы, что:

Даргомыжский Александр Сергеевич (1813-1869) - композитор самобытного, оригинального таланта, младший современник и последователь М.И. Глинки. В историю русской музыки вошел как смелый новатор, "великий учитель музыкальной правды" (Мусоргский)...
 
Моцарт (Mozart ) Вольфганг Амадей (1756-91), австрийский композитор. Представитель венской классической школы, музыкант универсального дарования, проявившегося с раннего детства. В музыке Моцарта отразились идеи немецкого Просвещения и движения «Буря и натиск»...
 
Эспинель Висенте или Висенте Гомес Мартин (Espinel, Vicente Gomez Martin),1550-1624, – испанский гитарист, поэт, писатель, певец, автор сонат и песен для камерного исполнения, священник. Эспинелю приписывают изобретение пятой струны на гитаре и, фактически, создание испанской гитары...

 

ВЫСОТСКИЙ Михаил

 
(Имя и Фамилия пишется с большой буквы)

ВЫСОТСКИЙ (Высоцкий) Михаил Тимофеевич (ок. 1791 – 16 (28) декабря 1837, Москва), русский гитарист-виртуоз, композитор и педагог. Завершил становление семиструнной гитары как русского народного инструмента. Из крепостных крестьян М.М. Хераскова, в подмосковном имении которого в с. Очаково (ныне район Очаково-Матвеевское г. Москвы) провел детство и раннюю молодость. Там же учился игре на гитаре у С.Н. Аксенова. В 1807 получил вольную. В 1813 переселился в Москву, приписался к мещанскому сословию и все остальные годы своей жизни почти безвыездно прожил в Москве. С публичными концертами выступал сравнительно редко, но всегда с огромным успехом. Поражал слушателей не только необыкновенной техникой игры, а и вдохновением, своим импровизационным даром, богатством музыкальной фантазии. Равно славился и как гитарист-исполнитель, и как композитор. Сочинял вальсы, полонезы, мазурки; переложил для гитары пьесы И.С. Баха (в том числе полифонические), В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, И.Н. Гуммеля, Дж. Фильда (с которым был близок). Автор большого числа фантазий и вариаций на русские народные темы (циклы из 4-5 вариаций, обрамлённые "заставками" и "концовками"): "Ах, ты, матушка, голова болит...", "Пряди, моя пряха...", "Во саду ли, в огороде...", "Уж как пал туман...", "Люблю грушу садовую...", "Соловушка", "Вот мчится тройка удалая..." и около сотни других. Был прекрасным педагогом, уроки которого очень ценились и в Москве, и в провинции; в числе много-численных учеников Высотского – представители самых разных сословий и профессий: князья, графы, дворяне, купцы, писатели, доктора, чиновники, лавочники. Учениками Высотского было и большинство наиболее заметных московских гитаристов второй половины XIX века (А.А.Ветров, И.Е.Ляхов, Н.Е.Липкин, Фалеев, Цезырев, Кладовщиков), включая руководителей цыганских хоров И. О. Соколова и Ф. И. Губкина. В круг друзей и почитателей таланта Высотского входили многие известные деятели в области музыки и литературы, в том числе М.А. Стахович, М.Ю.Лермонтов (посвятивший Высотскому стихотворение "Звуки", 1830-31), А.И.Полежаев, А.И.Дюбюк и др. С уважением и восторгом отзывался об исполнительском мастерстве Высотского Ф. Сор, с которым они познакоми-лись в 1823 году. Большую популярность получила "Практическая школа семиструнной гитары, сочиненная Михаилом Высотским: Ч. 1-2" (М., К. Алексеев, 1836, переиздана с дополнениями: М., Гос. изд-во. Муз. сектор, 1927).

• Стахович М.А., История семиструнной гитары, Спб., 1864;
  То же (переизд.), Кривой Рог, 2004;
• Русанов В.А., Гитара и гитаристы, М., 1899;
• Русанов В.А., М.Т. Высотский. Русский гитарист-виртуоз,
  композитор народных песен. Биографический очерк,
  "Гитарист", 1993, №1.

 * * *
  Время рождения Михаила Тимофеевича Высотского в точности неизвестно; на одной из рукописных тетрадей его сочинений рукою его сына, Николая Михайловича, написано "Сочинения М.Т. Высотского, умершего 16 декабря 1837 г., на 47 году от роду". Таким образом, год рождения Высотского определяется – 1791-й.

Детские годы и первая молодость его протекли в подмосковном имении знаменитого в свое время поэта-псевдоклассика М.М. Хераскова, автора "Россиады" (1733-1807). Высотский был крестником Хераскова и Михаилом назван в честь поэта.

Отец Высотского был крепостным и служил простым приказчиком в доме Херасковых. Мальчику Высотскому, любимцу поэта, были доступны барские комнаты, и он рос вместе с его детьми. В имение часто приезжал [...] Семен Николаевич Аксенов, известный в то время московский гитарист-композитор, первый по времени и лучший ученик патриарха русских гитаристов Андрея Осиповича Сихры. ...Нет никакого сомнения в том, что Аксенов угадал в юноше Высотском крупное музыкальное дарование, так как очень настойчиво принялся за его обучение.

... После смерти Хераскова в 1807 году Высотский прожил некоторое время в имении, но в 1813 году переселился в Москву, приписался к мещанскому сословию и все остальные годы своей жизни почти безвыездно прожил в Москве.

К этому же времени относятся и первые сочинения Высотского, быстро доставившие молодому автору широкую известность. Он становится московской знаменитостью, его всюду приглашают и слушают с жадностью. В числе его друзей и почитателей его таланта мы встречаем имена М.А. Стаховича, М.Ю.Лермонтова, Коврайского, А.И.Полежаева, Пузина, А.И.Дюбюка и многих других более или менее известных деятелей в области музыки и литературы.

Михаил Александрович Стахович (1819—1858) — известный поэт и писатель, [...] известностью пользовался Стахович и как знаток и собиратель русских народных песен; изданный им первый его печатный труд «Собрание русских народных песен» в 1854 году в четырех тетрадях, текст и мелодии которых были собраны и музыка аранжирована для фортепьяно и гитары самим издателем, был встречен восторженными похвалами критики того времени. По гитаре он был учеником Высотского и оставил нам весьма ценную брошюру «Очерк истории семиструнной гитары», в которой в особенности ценным достоянием являются для нас его воспоминания о Высотском и превосходный разбор его сочинений.

Александр Иванович Дюбюк, известный пианист, композитор и педагог, ученик знаменитого Джона Фильда, был вообще добрым гением в жизни М.Т.Высотского. Помимо влияния, которое оказывала дружба, тесно связывавшая обоих музыкантов, А.И.Дюбюк много помогал ему своим музыкальным знанием. Не даром Стахович говорит: «Многим был он обязан нашему почтенному московскому артисту и глубокомысленному музыканту А.И.Дюбюку, от которого много позаимствовался в отношении к изучению музыкальных правил».

Коврайский, Пузин, Полежаев, ставший впоследствии известным поэтом, и М.Ю.Лермонтов в то время были еще студентами.

Последний, в одно из своих посещений, под впечатлением игры Высотского написал и подарил ему свое прелестное стихотворение «Звуки»:


Что за звуки! Неподвижно внемлю
Сладким звукам я;
Забываю небо, вечность, землю,
Самого себя...
Всемогущий, что за звуки! Жадно
Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадный
Каплю вод живых...
И в душе опять они рождают
Сны веселых лет,
И в одежду одевают
Все, чего уж нет.
Принимают образ эти звуки,
Образ милый мне;
Мнится, слышу тихий плач разлуки,
И душа в огне.
И опять безумно упиваюсь
Ядом прежних дней,
И опять я в мыслях полагаюсь
На слова людей.

Что Лермонтов очень любил гитару и одно время часто бывал у Высотского, подтверждается еще, между прочим, свидетельством княгини А.Н.Оболенской, современницы Высотского.

Как учитель, Высотский тоже был нарасхват; несмотря на то, что за уроки он брал по пятнадцати рублей (ассигнациями) за час, у него все-таки не хватало времени и приходилось многим отказывать. Число учеников его было громадно; он оставил после себя наибольшее число их и в Москве и в провинции; в числе этих учеников можно найти лиц всевозможных званий и профессий — князей, графов, дворян, купцов, писателей, докторов, чиновников и лавочников.

Из учеников его впоследствии пользовались наибольшей известностью как гитаристы: И.Е.Ляхов, Н.Е.Липкин, Фалеев, Цезырев, Кладовщиков, Ветров, кроме упомянутых раньше Стаховича и Пузина.

Сочинения Высотского, заключавшие в себе главным образом композиции на русские песни, немало способствовали также и тому, что за высшим сословием и среднее взялось за гитару, а затем уж она направилась и в народ.

К урокам своим Высотский относился очень небрежно, ужасно манкировал [однако же, вспоминает Стахович] "...у Высотского ученики делали больше успехов, чем у всех других учителей: такой способности передавать и создавать восприимчивость в ученике я не видал ни у кого. Ноты были вещь второстепенная в уроках его; главное была его игра: он переигрывал такт за тактом с учеником и таким образом заставлял живо подражать своей игре. Одна пьеса вызывала у него другую, за анданте следовало аллегро, за лихой песней — грациозные аккорды: этим возбуждал он охоту выучить все то, что он играл. Но, увлекаясь в игре, он был нетерпелив в писании нот, и что он играл в один урок, то надобно было заставлять его писать и разучивать в год. Зато оставались всегда в памяти сыгранные им пьесы и оставалась охота заставить его записать их как-нибудь, так что ученик его ловил каждый час, каждую минуту его урока, и из его урока ничего не пропадало.

По внешности своей Высотский был среднего роста, более, однако же, высокого, худощав лицом; лоб у него был развит чрезвычайно музыкально.

В манерах он был скромен и застенчив, в особенности в незнакомом ему обществе или с людьми выше себя по званию; вероятно, этим и можно объяснить, что и в публичных концертах он выступал сравнительно редко. Тем не менее сын его, Семен Михайлович, сообщал нам, что отец его дал целый ряд концертов в Москве и в провинции. Концерты эти вызывали восторженные овации, и на одном из них Высотскому, кроме ценных подарков, поднесли огромный лавровый венок. В воспоминание об этом издатель его посмертных сочинений, Алексеев, стал печатать его портрет с гитарой внизу, увенчанной лавровым венком».

Весьма часто Высотскому приходилось играть в великосветском обществе и в салонах разных высокопоставленных лиц того времени; в то время гитара была в почете и мода не изгнала ее из высшего общества, в котором у Высотского было немало учеников и почитателей его таланта.

Но скромный артист не увлекался ни высотой концертных эстрад, ни аплодисментами сановников; он предпочитал всему неболыиой, тесный кружок учеников и людей истинно любящих музыку. Не раз бывало, что за ним присылали кареты, любезные приглашения, сулили большие деньги, а он упорно отказывался и уходил куда-нибудь к любимому ученику, где и играл даром почти до рассвета. Но эта робость и застенчивость отнюдь не были в Высотском сознанием своего ничтожества перед всесильными людьми или блестящей аристократией; не надо забывать, что это были времена, когда сословные предрассудки были еще в полной силе, а взгляд на писателей и артистов далеко не высокий. Высотский был очень самолюбив и горд и хорошо знал цену и себе, и своим произведениям.

Зато в домашнем кругу, на уроке с учеником, с людьми, понимавшими и любившими гитару, он был простым, приветливым, сердечным человеком. Все, близко знавшие Высотского, сохранили о нем память, как о замечательно добром, чистосердечном человеке. [...] Но в особенности был неузнаваем Высотский, когда брал в руки гитару: выражение лица его менялось; из простого, почти всегда смеющегося, становилось строгим и серьезным и на него ложился отпечаток глубокой и смелой мысли.

Игра его отличалась силой и классической ровностью тона; при необыкновенной быстроте и смелости, от нее веяло в то же время нежной задушевностью и певучестью. Играл он совершенно свободно, без малейших усилий; трудностей для него как будто не существовало; вследствие этого игра его, невольно изумляя и поражая слушателей, в то же время производила истинно музыкальное впечатление; он не любил модных утонченных инструментальных эффектов, почти никогда не употреблял флажолетов с помощью двух пальцев правой руки, которые производили такой фурор в концертах; редко, в самых трудных своих вариациях, заходил он выше четырнадцатого лада, и то почти всего на одной квинте: вся красота и сила его игры лежала в основании мелодии и гармонии; он поражал оригинальностью своих певучих легато и роскошью арпеджио, в которых он сочетал мощь арфы с певучестью скрипки; в его игре сказывался особый оригинальный стиль композиции; его игра очаровывала, приковывала к себе слушателя и оставляла навсегда неизгладимое впечатление.

Высотский поражал слушателей не одной необыкновенной техникой своей игры, — он поражал их своим вдохновением, богатством своей музыкальной фантазии. Он как бы сливался с гитарой; она была живой выразительницей его душевного настроения, его мыслей. Никто из слушателей, да и сам он иногда не мог сказать, что и как он будет играть. Он был вдохновенным импровизатором н почти никогда нс повторялся. [...] Он мог по целым часам прелюдировать в самых роскошных пассажах и модуляциях, с бесконечным богатством аккордов, и в этом отношении был неутомим.

Существует любопытный рассказ о том, какое впечатление произвел он такого рода «пробами» на знаменитого в то время парижского гитариста-композитора Фердинанда Сора.

В бытность свою в Москве, Сор выразил желание послушать Высотского. Одним из любителей гитары специально для этого был устроен вечер. Пришел и Высотский, молча забился в угол и наотрез отказался играть первым. Сор много и блестяще играл в этот вечер, играл даже прямо с фортепьянных нот, «с листа», довольно трудные вещи. Наконец пристали и к Высотскому. Он взял гитару и, по обыкновению, стал ее «пробовать», да так и остался на одних пробах часа два с половиной. В результате получилось такое сильное впечатление, что Сор пришел в отчаяние и объявил, что после такого артиста ему совестно взять в руки гитару и он готов разбить ее об пол. После этой встречи Сор и Высотский часто бывали друг у друга и расстались большими друзьями. Сор всегда с уважением и восторгом вспоминал о Высотском.

Несмотря, однако, на блестяшие успехи своей гитары, на многочисленность уроков, Высотский страшно нуждался. Он был женат два раза; от первой жены имел одну дочь, которая умерла еще при жизни отца, немногим пережив свою мать. От второго брака Высотский имел четырех сыновей и одну дочь.

В жизни практической Высотский был небрежным и беспечным человеком, страшно увлекающимся и бесхарактерным; вращаясь в обществе до безумия его любившего купечества, артистов и цыган, он предавался с ними отчаянным кутежам. В конце концов кутежи эти превратились в пагубную страсть к вину и Высотский стал пить. ...мы, однако, склонны думать, что причины, погубившие Высотского, были глубже и серьезней, и в судьбе его, как и в судьбе многих талантливых русских людей того времени, "что-то лежало роковое", и это-то "роковое" сводило их преждевременно в могилу.

К этому еще следует добавить, что гитара в начале сороковых годов заметно стала падать, вытесняемая модой и увлечением фортепьяно. Скажем без преувеличения, что Высотский хоть в этом отношении был счастлив, что не дожил до полного упадка гитарной музыки и сошел в могилу, не развенчанный в своей славе.

...Следует заметить, что Высотский, несмотря на самую крайнюю бедность, доходившую иногда до ужасных размеров, до последних дней своей жизни дорожил и не расставался со своей любимой гитарой. Гитара эта, как говорят, была подарена ему генералом Н.А.Луниным, большим почитателем этого инструмента. Этому Лунину, между прочим, посвящали свои произведения А.О.Сихра и В.И.Морков.

Вообще, будучи беспечным и небрежным в жизни практической, Высотский был совсем другим в своем любимом искусстве — музыке. Он стремился к изучению ее и искал знающих людей.

Моцарт, Гайдн, Бетховен, Бах — приводили его в благоговейное изумление. В особенности любил и уважал он Баха. Он даже переложил для гитары одну баховскую фугу. [...] Высотский переделывал также для гитары и некоторые пьесы Моцарта, Бетховена, Фильда, Гуммеля (например, Rondo brillant).

…Но смерть уже стерегла Высотского: постоянные кутежи, нужда, неправильный образ жизни, полнейшее невнимание к себе – быстро подтачивали его крепкую по природе натуру. Вскоре у него образовалась скоротечная чахотка и он умер скоропостижно, неожиданно для всех.

... Это была первая в истории русской семиструнной гитары тяжелая, незаменимая утрата; в живых оставались еще Сихра и Аксенов, но ни тот, ни другой не могли занять того места, которое имел Высотский как гитарист-виртуоз и гениальный композитор народных песен.



Еще по теме:


на сайте используются инфо с проекта «Гитаристы и Композиторы» Виктора и Сережи Тавровских

 
 

Новости

_______________

 
21.03.2014 12:18:28
К 175-летию Модеста Мусоргского
Концертный марафон пройдет 23 марта в Мариинском театре. Он будет приурочен к 175-летию со дня рождения выдающегося русского композитора, члена «Могучей кучки» Модеста Мусоргского. В этот день для публики откроют камерные залы новой сцены петербургского театра. Начнется музыкальный марафон в 15 часов с концерта в Зале Прокофьева, в 16 часов все переместится в Зал Стравинского и закончится в зале Щедрина.
подробнее   >>>
 
20.03.2014 13:15:03
Молодежный симфонический оркестр Республики Татарстан приглашен в Чехию
Молодежный симфонический оркестр Республики Татарстан (далее РТ) получил приглашение на Международный фестиваль культуры и искусства «Чешско-Российский диалог» и музыкальный международный конкурс имени Моцарта Mozart-Prague, которые пройдут в Праге с 6 по 11 мая. Сегодня в оркестре играют 70 человек, все они – воспитанники обычных музыкальных школ.
подробнее   >>>
 
13.09.2013 17:52:10
XIV международный фестиваль камерной музыки 'Северные цветы'
В период со 2 по 27 октября 2013 года будет проходить XIV международный фестиваль камерной музыки "Северные цветы", который пройдет по маршруту Санкт-Петербург-Тихвин-Гатчина-Великий-Новгород-Петрозаводск. "Аутентичность, демократичность и профессионализм – это три принципа, которых, по уже сложившейся традиции, мы придерживаемся...
подробнее   >>>
 
15.05.2013 19:22:56
Дни российской культуры в Эстонии
Уже этой осенью в Эстонии могут пройти Дни российской культуры - с соответствующим предложением российские власти обратились к министру культуры Эстонской Республики Рейну Лангу. На этой неделе в Министерство культуры Эстонии пришел факс от заместителя министра культуры РФ Аллы Маниловой, которая обратилась к Рейну Лангу с просьбой оказать содействие в проведении мероприятия.
подробнее   >>>
 
04.04.2013 11:40:49
Концерт из серии 'Для всей семьи' пройдет под управлением Мицуеши Иноуэ
7 апреля 2013 года, в воскресенье, в 15.00 в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии выступит Академический симфонический оркестр филармонии. За пультом академического симфонического оркестра филармонии в концерте из серии "Для всей семьи" - дирижёр из Японии Мицуеши Иноуэ.
подробнее   >>>
 


все новости...
     
 

Реклама:

Видео уроки игры на гитаре

 

Статьи|Карта сайта|Обмен ссылками

 
© 2008-2014 Музыканты, композиторы и гитаристы:иллюстрированный биографический словарь
Обратная связь: mp3gorod@mail.ru
Копирование информации с сайта возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт

Яндекс цитирования

: